Поступление ребенка в первый класс — волнительный момент для каждого родителя. Чтобы адаптация ребенка к школьной жизни прошла успешно, необходимо заблаговременно заняться его системной подготовкой к учебе. Официальных требований к уровню подготовленности дошкольников нет, но существует перечень знаний и умений, которыми должен обладать ребенок.
Какие знания и умения пригодятся будущему первокласснику?
Подготовка детей к школе должна проводиться не только воспитателями или педагогами, но и родителями. К первому классу ребенок должен уметь и знать:
- Свое полное имя, возраст, полностью называть ФИО мамы, папы, знать, где они работают, свой адрес проживания.
- Различать времена года, знать названия и последовательность месяцев и дней недели, домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
- Соотносить звук с буквой, читать хотя бы по слогам простые предложения, писать свое имя, простую фразу.
- Считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10, складывать простые числа и вычитать.
- Обобщать предметы по признаку, находить сходства и различия, исключать из общего ряда.
- Геометрические фигуры, цвета, различать понятия “верх-низ”, “право-лево”, “вперед-назад”.
Рекомендации специалистов по подготовке ребенка к школе
Чтобы действительно хорошо подготовить ребенка к школе, родители могут записать его в детские центры раннего развития, на подготовительные курсы в школу, а также проводить занятия дома. Главное — подготовка не должна превратиться для ребенка в “обязаловку” и нечто неприятное. Чтобы добиться хороших результатов, родителям стоит воспользоваться советами опытных педагогов.
- Игра помогает освоить многое. Получать знания об окружающем мире, знакомиться с буквами и числами ребенку легче через детские книги, игрушки, песенки, считалки, рисунки. Можно устроить домашнее представление, проводить игру «вопрос-ответ», считать предметы в комнате или на улице, читать вывески, названия магазинов и т.д.
- Английский язык детям в 5 лет усвоить гораздо легче, чем взрослым. Поэтому можно учить по одному-двум новым словам в день, и к школе он уже будет знать достаточно много. Ребенок может придумать рассказ с новым словом или указать его местонахождение.
- Обучать порядковому счету можно также через игру: спускаясь по лестничным ступенькам или используя игрушки, карточки.
- Понятия “больше и меньше” можно закрепить, сравнивая два и более предметов. А затем, присвоив им цифру, перейти на сравнение предметов и цифр. При этом важно использовать знаки <, >, = и объяснить ребенку их значение.
- Знакомство с геометрическими фигурами можно начать с рисунков. А когда малыш запомнит названия фигур, можно закрепить усвоенный материал через игру. Ребенок должен слепить фигуры из пластилина или найти фигуры в обычной жизни, используя ассоциации: яблоко — круг, диван — прямоугольник, пуфик — квадрат, крыша дома — треугольник и т.д.
Очень важно учитывать продолжительность занятий: урок не должен длиться дольше 20-25 минут, и обязательно должны быть перерывы с разминками. Обучать дошкольника буквам и цифрам, навыкам письма и рисования нужно тогда, когда он пребывает в хорошем расположении духа и сам проявляет желание учиться. Ведь когда малыш заинтересуется, он будет лучше усваивать новую информацию.